Ши Тцу история породы

ши тцу

Вне всякого сомнения, ши-тцу — это результат скрещивания лхасского апсо из Тибета и пекинеса из Китая. В 1643 г. Далай-Лама послал в дар правителю маньчжурской династии маленьких «львиных собачек» ши-тцу. С тех пор они высоко чтились при дворе китайских императоров, а у последней императрицы они жили до 1908 г. В 1923 г. в Пекине основан клуб по разведению породы. В 1930 г. леди Браунинг привезла первых ши-тцу в Англию. Британский клуб собаководов признал породу в 1946 г. Тогда же основала свой питомник графиня Анжуйская во Франции, которая зарегистрировала первые пометы в Центральном обществе собаководов в 1953г.

Исторически признано, что родина этих собачек — горы Тибета, откуда их привозили в дар китайским императорам тибетские монахи далай-ламы, называя «львиными собачками», китайцы также называли их «львиными», только на своем языке. Согласно древним мифам и легендам, близкий родственник ши-тцу — тибецкий терьер — существовал ещё в 800 г. до н.э. Веками ши-тцу выводили всё более миниатюрными, и добивались этого по-разному, иногда даже с помощью клеток, куда сажали щенков, не давая им развиваться до достижения зрелости. Их разведением в императорских покоях занимались евнухи, соревнующиеся друг с другом в выращивании собак, которые понравятся императору. Лучших «собачьих фаворитов» изображали на картинах и гобеленах, одаривали подарками. Эти умные маленькие собачки были в большом почёте и во времена правления династии Мин, их очень ценили в императорской семье. У китайских императоров были свои причуды, — при императрице Тцу-Си маленьких собачек кормили роскошными экзотическими яствами на золотых блюдечках. Вывоз их из страны был запрещён под страхом смертной казни, а те, кому удавалось получить разрешение на это, не могли уберечь питомца от смертельного угощения — мяса с битым стеклом. Только после смерти императрицы Тцу-Си в 1908г. их начали тайно вывозить в Европу. Во время революции было уничтожено большинство собак вместе с их хозяевами. Из тех немногих оставшихся в живых был создан Пекинский клуб ши-тцу. А в 1934 году при участии эмигрантки из России мадам Д. Брюэль был выработан первый стандарт породы в Китае. После того как Китай стал республикой (в 1912г.), часть собак попала в Великобританию и Норвегию, а позднее и в Северную Америку.
На протяжении всей долгой истории породы это милое существо обожествляли и окружали легендами.

Ши-тцу прежде всего культовая собака, чей образ и по ныне в Китае олицетворяет буддийского льва — древний символ Тибета и Китая, приносящий удачу, счастье, хранящий покой и благополучие Семьи. Эта маленькая собачка была символом власти и могущества, любимицей и телохранителем Императоров Китая. Одна из легенд утверждает, что Будда оживил своих львов для того, чтобы они повсюду сопровождали его Наместников на Земле, оберегая от дурного глаза и ошибок. Другая легенда гласит, что однажды огромный Лев Будды горячо полюбил маленькую священную обезьянку, которая отвечала ему взаимностью. Но оба были так глубоко несчастны тем, что их любовь не могла осуществится из-за огромной разницы в размерах. Будда проникся сочувствием к их высокой любви и сделал своего Льва на некоторое время настолько маленьким, что бы от их любви могли родится дети. И именно их дети и были первыми собачками Ши-Тцу. А на самом деле истоки рождения этой породы лежат за тысячелетиями, история породы интересна и сложна, поэтому будет уместно разделить её на три временных и территориальных этапа:
— древний тибетский 800 лет до н.э. — XXVII век.
— древний китайский с 1641г. — XX век,
— современный с 1930г. по наши дни.

Прародителями Ши-тцу были маленькие восточные собачки, существовавшие ещё 800 лет до нашей эры на весьма обширной территории, протянувшейся от Среднего Востока до Тибета. Впоследствии из этих собак выделилась тибетская группа собак, ярким представителем которой была Ши-тцу. Тибет дал миру первых кинологов. Именно этим людям — монахам тибетского центра Сами Линг Ши-тцу обязана своим рождением как порода. Тибетские монахи строго следили за подбором пар, приближая облик собаки к образу мистической львицы. Поэтому эти собачки назывались львиными, считались священными и были живым олицетворением мистического символа Тибета — Снежной Львицы. В Тибете с этими собачками было связано множество ритуалов, их окружали легендами и приписывали сверхъестественные свойства. Они были в числе первых сокровищ тибетских монастырей. Чтобы понять как эти священные собачки Тибета попали в Китай, необходимо обратится к истории отношений между этими странами.

До VII века Тибет представлял собой огромное количество княжеств, Чтобы избегать внутренних распрей и успешно противостоять натиску соседних государств, Тибет вынужден был заключить подчинительный союз с более сильной державой — Китайской Империей. Именно в этот время Китай навязал Тибету буддизм, что оказало огромное влияние на изменение типа священных собак в сторону большего сходства с буддистскими львами ( более массивные головы, более короткие и широкие морды, более длинный волос) о чём свидетельствуют древние летописи и рисунки. Два века с VII по IX Тибет платил Китаю дань. В числе подношений были священные львиные собачки, вес которых отсчитывался чистым золотом. Но эти собачки были ещё очень далеки от современных Ши-тцу. В 823 году между Китаем и Тибетом были установлены уважительные отношения. И уже в виде особого подарка один Императорский Двор подносил маленьких собачек другому.

Во время правления в Китае династией Минг (1368г. — 1644г.) при Императорском Дворе у китайской знати были популярны свои местные длинноволосые собачки — и тогдашние прообразы буддийских львов и прародители нынешних Пекинесов. Китайские кинологи считают, что эпоха Ши Тцу в Китае началась с 1641 года, когда пятый Далай-Лама Тибета Лобзанг Гяатсо, укрепляя свою власть с помощью Китайского Императора Манджу, преподнёс ему особый подарок — собаку необыкновенной красоты, сходство которой с львами Будды просто потрясли Китайского Императора. По описанию она действительно была похожа на современную Ши Тцу. Это был плод скрещивания Лхаского Апсо и Пекинеса, ранее попавшего в Лхасу из Китая. Причиной столь удачной комбинации было то обстоятельство, что хитрые китайцы дарили только самцов и пару для них приходилось искать среди местных тибетских собачек. Но в Китае так понравился новый тип львиных собачек, что при любом удобном случае старались получить их из Тибета, заботу и разведение их окружали тайной. И постепенно в Императорском Дворце мифы и легенды окружающие Ши Тцу, приобрели силу закона, недвусмысленно приблизив её к мифическому льву, находя или приписывая ей сходство с диким животным. Может быть именно поэтому считается, что Ши Тцу переводится с китайского языка как Лев, на самом деле так называются фигуры олицитворяющие буддийских львов, обязательно сидящие у входа в Императорские дворцы Китая. Тот Ши Тцу, что сидит всегда справа у входа, держит лапу на «земном шаре», тем самым олицетворяя власть и могущество. А тот, что всегда слева, держит лапу в пасти у детеныша, вскармливая его с когтей, символизирует преемственность этой власти.

Скорее Ши Тцу и буддийский Лев для людей Древнего Китая и Тибета означало одно и тоже; силу, власть, отвагу, могущество, святость и приемственность власти. Китайские Императоры отвели Ши Тцу нишу, отделяющую божественное от земного, считая, что только Ши Тцу принадлежит исключительное право сопровождать Сына Богов, кем они себя почитали, и предварять Его появление перед простыми смертными, дабы они успели опустить глаза. Но, даже, если кто-то и не успевал отвести взгляд, Священная собака всё равно хранила от сглаза, как бы сглаз беря на себя. С кончиной династии Минг во Дворцы Китая пришли более чем на 200 лет кошки, полностью вытеснив из Дворцов собак. Собаки появились в Императорских Дворцах Китая с возвращением к власти династии Манджу при Императрице Тцу Си (1862 — 1908гг), в их числе были Ха Па, Мопс, Пекинес и Ши Тцу. Все собаки отличались короткими мордочками и круглыми, ясными глазами, но только у одной была белая прядь волос и длинный волос покрывал всё её тело, включая голову и морду, причём голова ее была массивнее чем у других. О чём свидетельствуют изображения на шелках и фарфорах того времени. Этих маленьких длинноволосых собачек называли «жемчугами» Императрицы Тцу Си, чьё имя так загадочно созвучно с Ши Тцу. Она обожала ЭТИХ маленьких собачек — львов и сама сделала первое официальное описание Ши Тцу, которое очень похоже на поэму. Вот некоторые выдержки, наиболее характеризующие породу и отношение к ней :
«Она движется подобно золотой рыбке…, цвет ее как у льва или медведя или с пятнами как у дракона…, у неё голова льва…, мордочка как у священной обезьяны…, тело медведя…, ноги слона.., что касается великолепия…достойна покровительства и приближения к Императору….» С крушением великой Китайской Империи и вследствие великих перемен Императорские сокровища стали покидать не только Императорские Дворы, но и страну, что ранее было просто невозможно.

В 20 — 30 годах нашего столетия первые китайские собачки в особенно большом количестве были вывезены в Англию и Скандинавию. Но тем не менее, в 1934 году в Пекине был создан Первый Кеннел Клуб , а в 1938 году был опубликован первый официальный, по всем правилам, Стандарт породы Ши Тцу. Этот Стандарт по очень многим статьям напоминал Стандарт породы Пекинес, что говорит о том, что 200 лет потерянных для развития и отсутствия должного контроля за последние 30 лет отбросили культурной революции полностью уничтожили остатки Имперских привязанностей и в наше время, по иронии судьбы, теперь ввоз собак в Китай ограничен огромной пошлиной, а разведение запрещено законом. Великая удача для породы, что эти удивительные собачки в достаточном количестве были вывезены в Англию и страны Скандинавии, где и начался последний — современный этап истории развития породы. Здесь Щи Тцу моментально завоевала сердца любителей собак, в число их горячих поклонников сразу попали Королева Мать, герцогиня Йоркширская, принцесса Маргарита. Вскоре был создан Кеннел Клуб Ши-тцу в Англии. И только в 1948 году был написан первый британский Стандарт породы, версию которого слегка поправили в 1958 году. Последний раз британский Стандарт повергался изменению в 1986 году, что говорит о качественных изменениях — совершенствовании породы за пол века . В Англии этим Стандартом пользуются до сих пор, насчитывается самое большое поголовье Ши-тцу и именно в Англии они приобрели совершенный вид, так что Англия может по праву считаться третьей родиной Ши Тцу. Впоследствии британский Стандарт 1986 года был переведён на французский язык и был утверждён Международной Кинологической Федерацией (FCI) за номером 208 от 15 августа 1988 года. Этим Стандартом руководствуются кинологи всего мира по сей день, исключая Америку, у которой несколько другие правила и критерии оценки, что никак не отражается на собаках, так как идёт постоянный обмен линиями из Англии в Америку оттуда в Европу и обратно. Сегодня Ши Тцу завоевала популярность и любовь всего цивилизованного мира, в таких странах как Япония, Австралия, Америка, Англия, в Европе они исчисляются тысячами. Сменив не одно отечество Ши Тцу не утратило своих корней, сохранив в себе царственное величие, достоинство, мудрость, разборчивость, утонченность и покорность Древнего Востока, она наиболее гармонично чувствует себя и выглядит среди шёлка и восточной живописи.

В Россию эта порода попала не так давно и численность их гораздо скромнее, но число их поклонников неуклонно растёт. По мнению авторов великолепной и очень содержательной книге о Ши Тцу Ши-Тцу Р.Корсини и Ф.Делеиди, «эта порода претендует стать лучшей моделью для жизни человека 21века. За это говорит ее небольшой размер и врождённое чувство такта, не смотря на игривый и жизнерадостный характер. Ши Тцу идеальный компаньон — ласковый, чувствительный, внимательный по отношению к вам, она не надоедлива и не навязчива. Что бы она не делала, она делает это с чувством собственного достоинства. Ши Тцу удивительно умна и обаятельна, к тому же особенно изыскана и красива, ценится в современном мире за свою неповторимую манеру общения сочетающую важность, заносчивость и дружелюбие.

Оцените статью
СуперПёсик!
Добавить комментарий

Adblock
detector